27 January - 4 February
Зимняя школа ИТМФ для студентов 2-4 курсов
Заявки принимаются до 25 декабря 2024 года
В конце января - начале февраля 2024 года состоялась ежегодная Зимняя школа ИТМФ МГУ по теоретической и математической физике для студентов 3-4 курсов. Мероприятие традиционно проводилось при поддержке Фонда развития теоретической физики и математики “БАЗИС”.
Ежегодно на участие в Школе поступает более 50 заявок от студентов из ведущих университетов: МГУ, МФТИ, ВШЭ, МИФИ, СПбГУ, ИТМО, ТГУ, НГУ, УрФУ и других. Студенты, подготовившие лучшие доклады по предложенным темам, приглашаются для участия в 7-дневной интенсивной программе школы, проходящей в формате докладов, семинаров и научно-образовательных лекций. В этом году в Зимней школе приняли участие 34 студента.
Программа школы была представлена следующими направлениями:
А.В. Зотов прочитал две лекции по темам “Дуальность Руйсенарса в интегрируемых системах” и “Спектральная дуальность в интегрируемых системах”. Видеозаписи лекций доступны для всех на сайте и Youtube-канале ИТМФ.
Публикуем отзывы о Зимней школе от участников (студентов и преподавателя):
Егор Плужников, студент факультета космических исследований МГУ и участник школ 2022 и 2024 годов, поделился впечатлениями об участии:
На зимнюю школу я поехал во второй раз. В первую очередь я ехал ради нетворкинга. Я рассматриваю Зимнюю школу как возможность познакомиться с действующими учёными и подружиться с будущими коллегами — не только сильными физиками и математиками, но и с интересными, вдохновлёнными людьми. Также такие поездки — прекрасный повод углубить знания по тем физическим направлениям, которыми занимаешься, и познакомиться с новыми. А ещё это опыт подготовки доклада и опыт выступления, что, конечно же, будет полезно мне, как человеку, который планирует в будущем выступать на конференциях. Поскольку я студент специалитета, я не могу поступить в магистратуру ИТМФ, однако, мне очень близки его люди и тёплая атмосфера, в которой просто и приятно находиться”.
Как отметил Егор, после школы некоторые участники поступают на совместные магистерские программы ИТМФ и физического/механико-математического факультетов МГУ “Квантовая гравитация и математическая физика” и “Геометрия и квантовые поля”.
Например, Алексей Раев, участник Зимней школы 2023 года, победитель Универсиады “Ломоносов” по математике и механике, является студентом 1 курса англоязычной магистерской программы ИТМФ и механико-математического факультета “Геометрия и квантовые поля”:
Зимой 2023 года я участвовал в Зимней школе, которую ежегодно организовывает ИТМФ МГУ. Там я узнал о программе: мне рассказали, что она включает в себя широкий спектр курсов по математике и теоретической физике. После изучения списка читаемых дисциплин я понял, что мне это подходит. Как выпускник физического факультета, я не хотел заниматься одной лишь математикой и был очень рад найти программу, сочетающую продвинутые математические курсы и современную теоретическую физику. Более того, я понимал, что буду находиться среди заинтересованных людей, что в научной среде играет огромную роль”.
Подробное интервью Алексея можно найти по ссылке.
Ольга Чекерес, научный сотрудник ИТМФ, участвовала в Зимней школе ИТМФ впервые и рассказала о взгляде на школу со стороны преподавателя:
Среди всех школ, в которых я участвовала или о которых мне рассказывали коллеги, эта действительно уникальная. Обычно студенты слушают лекции, иногда решают небольшие упражнения в качестве домашнего задания или у доски. Концепт этой школы совсем другой: студенты не просто внимательно слушают и задают вопросы, они, по сути, читают лекции: каждый участник заранее готовится рассказать часть миникурса, задуманного преподавателем. И не будем никого обманывать, это сложно. Сложно для студента, ведь рассказать надо, возможно, не главу из учебника, а тему, по которой ученые пишут статьи, и пишут сейчас. Сложно и для преподавателя: я могу рассказать про какую-то часть своей науки без подготовки в любой момент, но научить ей нескольких студентов (из разных мест, учащихся по разным программам) так, чтобы в итоге получился стройный и логичный курс - это совсем другая задача. Но все эти трудности, безусловно, полезны! В результате мы общаемся со студентами, которые не просто приехали что-то послушать. Они мотивированы, готовы прилагать совершенно нетривиальные усилия до, во время, и, к моему удивлению, после школы. Возможно, с некоторыми из них я бы продолжила сотрудничество (курсовые, дипломные работы или даже диссертация), их потенциал раскрывается как раз в таком нетипичном взаимодействии.
Формат школы предполагает некое погружение в науку: студенты на неделю вырваны из обыденности, все это время они занимаются физикой, знакомятся с единомышленниками, участвуют в обсуждениях научных задач, обмениваются идеями, а потом уезжают воодушевленные и вдохновлённые.”
Другие новости: